МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГО ПЕРВОУРАЛЬСК
МБОУ СОШ № 29
Рассмотрена на заседании
Методического совета
протокол №1 от 29.08.2024
Рассмотрена на заседании
Общешкольного Совета
родителей протокол № 1 от 29.08.2024
Утверждена приказом
директора МБОУ СОШ № 29
от 30.08.2024г №167
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕРЧЕНИЕ»
8 класс
2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе
требований к результатам обучения, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета,
конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и вариант
последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа составлена с учетом знаний геометрии, изобразительного
искусства, информатики, технологии и опыта трудовой деятельности,
полученных учащимися при обучении в начальной и основной школе.
Обучение черчению является вариативной составляющей основного общего
образования, реализуемой за счет регионального и школьного компонентов,
и призвано развивать логическое и пространственное мышление учащихся,
логическую интуицию, техническую эрудицию, аккуратность, умение
работать с литературой и доводить начатое до логического завершения.
Психологические исследования доказали, что активное развитие этих 4
способностей происходит в детском возрасте и практически завершается к
15—16 годам, поэтому обучение черчению следует начинать в основной
школе. Изучение раздела «Компьютерная графика» позволит применить
современные информационные технологии для получения графических
изображений и виртуального геометрического моделирования.
Курс «Черчение» входит в предметную область «Технология», но
по своему содержанию изучает также вопросы областей «Геометрия» и
«Информатика».
Основными целями предметной области «Технология» в системе
основного общего образования являются:
• обеспечение
понимания
обучающимися
сущности
современных материальных, информационных и гуманитарных
технологий и перспектив их развития;
• формирование
технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся;
• формирование информационной основы и персонального опыта,
необходимых для определения обучающимися направлений своего
дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в
первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
Основными целями курса «Черчение» предметной области
«Технология» являются:
— развитие пространственного и образного мышления школьника;
привитие интереса к технике и техническому творчеству; осознание роли
техники и технологии в социальном развитии общества; осмысление
истории, перспектив и социальных последствий развития техники и
технологии;
– ознакомление с методами технической, творческой и проектной
деятельности;
— формирование знаний основ государственной стандартизации и
основных стандартов выполнения чертежей;
— формирование умений выполнять геометрические построения и
пользоваться чертежными инструментами; оптимизировать трудовые и
временные затраты при выполнении чертежей выбором минимально
достаточного количества изображений на чертеже;
— формирование умений читать и выполнять чертежнографические изображения (чертежи, эскизы, технические рисунки);
— формирование умения выражать свои конструкторские
замыслы посредством универсального языка техники — чертежа;
— формирование умения работать с технической и справочной
литературой, организовать и планировать свою трудовую деятельность на
рабочем месте;
— формирование знаний основ компьютерной графики и
умений выполнять геометрические построения средствами
компьютерной графики.
Достижение
перечисленных
целей
предполагает решение
следующих задач:
— формирование у школьников мотивации изучения черчения,
готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному
самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении
предмета и последующему получению специального образования;
— формирование у учащихся способности к организации своей
учебной
деятельности посредством
освоения
познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
— формирование специфических для черчения стилей мышления,
необходимых для полноценного функционирования в современном
обществе,
в
частности,
логического,
алгоритмического,
пространственного и эвристического;
— освоение
в ходе изучения черчения специфических видов
деятельности, таких как выполнение чертежей, использование
геометрических построений различной сложности, выполнение
вычислений, овладение символьным языком предмета в виде
обозначений на чертежах в соответствии с государственными
стандартами;
— формирование умения, в зависимости от поставленных
задач, использовать информацию таблиц и графических
изображений и представлять ее в виде конкретных конструктивных
решений;
— овладение учащимися языком черчения как средством
описания техногенной составляющей окружающего мира;
— овладение черчением как языком техники для решения
повседневных жизненных задач, связанных с использованием бытовой
техники, и самостоятельного технического творчества;
— выработка аккуратности и ответственности при выполнении чертежей;
— овладение информационными компьютерными технологиями,
связанными с их графическими возможностями;
— развитие интереса к технике и техническому творчеству.
Изучение курса черчения основывается на использовании
системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
— проектирование
и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение
образовательного
процесса
с
учетом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
При построении курса черчения соблюдается общая закономерность процесса
обучения
— на первоначальном этапе изучения предмета или темы, перед учащимися
должна стоять только одна задача. Две задачи могут быть поставлены
одновременно лишь тогда, когда для решения одной из них у учащихся
уже выработан автоматизированный навык. Формирование у школьников
чертежно-графического умения осуществляется последовательно в три
этапа:
• получение
знаний о действии (демонстрация и объяснение учителя);
• овладение
отдельными
элементами
(операциями)
действия
(аналитический этап) —
предварительные упражнения;
• объединение отдельных операций в целостное действие
(синтетический
этап)
—
упражнения,
выполняемые
под
непосредственным контролем учителя, и самостоятельные упражнения.
В курсе черчения используется алгоритмизация в качестве
обобщѐнного приема деятельности, которая обеспечивает обучающимся
условия последовательного формирования умений и навыков решения всех
типовых задач курса черчения, содействует переносу сформированных
умений и навыков в новые условия, то есть способствует подготовке
учащихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности.
Сочетание
алгоритмизации,
элементов
программированного
обучения, обратной связи и контроля позволяет проверить уровень
приобретѐнных знаний, умений, навыков и степень развития школьников,
способствует повышению эффективности обучения.
Освоение предметной области «Черчение» в основной школе
осуществляется в 8(9) классе из расчѐта 1 часа в неделю. Всего
программа рассчитана на 34 учебных часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа курса предполагает достижение выпускниками 9
классов следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты освоения курса
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность
и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам, способность к
нравственному самосовершенствованию. Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде.
3. Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Освоение компетентностей в
сфере организаторской деятельности; ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера; эстетическое, эмоционально- ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные
результаты
курса
включают
освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких
как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, линия,
геометрическое тело, геометрическая фигура, проекция и т. д., является
овладение
обучающимися
основами
читательской
компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. На уроках черчения продолжается работа по формированию
и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности.
При
изучении
черчения
обучающиеся
усовершенствуют
приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения черчения обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться
следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
• выдвигать
версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предугадывать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы
и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
•
• выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям
в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
• оценивать
свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/ или при отсутствии планируемого
результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменения ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать
связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
• наблюдать
и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
• самостоятельно
определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
• демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или
процессов и объяснять их сходство;
• подбирать
слова,
соподчиненные
ключевому
слову,
определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему
слов;
• объединять предметы и процессы в группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и процессы;
• выделять процессы из общего ряда других процессов;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным
проявлениям свойств и от частных проявлений свойств к общим
закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и процессов,
выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
• объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение
с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
• делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет;
• определять логические связи между предметами и процессами,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию
из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить
в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться
в содержании текста, понимать
целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать
учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
• устранять
в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение
осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты
с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать
невербальные
средства
или
наглядные материалы, подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий
(далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и
др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
— СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
— Раздел 1. Введение (2 часа)
— Учебный предмет «Черчение». Исторические сведения о развитии чертежа.
Значение черчения в практической деятельности человека. Виды
графической документации. Понятие о системе конструкторской
документации, о государственных стандартах ЕСКД, о современных методах
выполнения чертежей; копирования и тиражирования графической
документации, компьютерной графике и профессиях, связанных с
выполнением чертежно-графических работ. Чертежные инструменты и их
назначение. Чертѐжные принадлежности: карандаши, ластик, точилка.
Чертежные материалы: бумага чертежная, эскизная, калька. Организация
рабочего места конструктора. Рациональные приемы работы с
инструментами. Проведение параллельных линий; построение окружностей
различного диаметра.
— Объекты изображения: модель, техническая деталь, изделие, сборочная
единица, архитектурный объект. Положение объектов изображения в
пространстве, анализ геометрических форм. Геометрические фигуры, их
элементы и части. Плоские геометрические фигуры: круг, кольцо,
правильные и неправильные многоугольники. Части геометрических фигур.
Объемные геометрические фигуры — геометрические тела: многогранники
— призмы, полные и усеченные пирамиды, правильные и неправильные
пирамиды; поверхности и тела вращения — полные и усеченные цилиндры и
конусы, прямые и наклонные цилиндры и конусы, шары. Определения
геометрических тел, их существенные и несущественные признаки.
Элементы геометрических тел: грани, ребра, вершины, основания,
поверхность вращения, образующая. Анализ геометрических форм деталей и
моделей. Анализ геометрических форм деталей и моделей по их наглядным
изображениям. Развертки поверхностей геометрических тел и их построение.
Линии и их классификация.
— Раздел 2. Основные правила оформления чертежей (4 часа)
— Форматы листов чертежной бумаги и их назначения. Формат А4, его размеры.
— Оформление ученического формата А4 рамкой и основной надписью. Линии
чертежа, их параметры, назначение, технология начертания. Шрифт
чертежный стандартный. Особенности чертежного шрифта, его размеры.
Прописные и строчные буквы, цифры и знаки. Зависимость параметров букв
и цифр от размера шрифта, технология написания. Основные правила
нанесения размеров на чертеже. Назначение размеров, выносная и размерная
линии, их толщина. Стрелки и их параметры. Размерные числа, их положение
относительно размерной линии. Условные символы диаметра окружности и
радиуса дуги, квадрата, толщины детали. Размеры окружностей, дуг и углов.
Последовательность нанесения размеров на чертеже плоской фигуры.
Масштабы, используемые в техническом черчении, их применение,
обозначение; зависимость размеров от масштаба.
— Раздел 3. «Плоские» детали и их чертежи (3 часа)
— «Плоские» детали, их особенности, назначение, изготовление, анализ их
геометрической формы. Понятие главного вида детали, его выбор. Анализ
геометрической формы «плоских» деталей по наглядному изображению, их
симметричности и графического состава изображения главного вида.
Понятие алгоритма выполнения чертежа «плоской» детали. Установление
рационального количества опорных точек для построения чертежа главного
вида «плоской» детали. Алгоритм построения чертежей «плоских» деталей,
имеющих две плоскости симметрии; одну плоскость симметрии и
несимметричных. Алгоритм нанесения размеров на чертеже
«плоской» детали. Алгоритм обводки. Алгоритм чтения чертежа
«плоской» детали. Чтение и выполнение чертежей «плоских»
деталей по алгоритму. Определение геометрической формы детали
по еѐ словесному описанию. Преобразование форм «плоских»
деталей. Моделирование деталей по словесному описанию, по
чертежу. Создание моделей «плоских» деталей из пластилина, бумаги
по заданному условию.
Раздел 4. Геометрические построения (3 часа)
Деление отрезка прямой линии и угла на две, четыре и другое
количество равных частей. Деление окружности на три, четыре, шесть, пять
и т. д. равных частей. Сопряжение двух прямых на примере острого, тупого
и прямого углов. Сопряжение прямой и окружности, двух окружностей.
Выполнение чертежа детали, содержащей сопряжения.
Раздел 5. Чертежи в системе прямоугольных проекций (14 часов)
Понятие о проецировании. Виды проецирования, его элементы,
положение
плоскости
проекций
в
пространстве.
Параллельное
прямоугольное проецирование на фронтальную плоскость проекций, ее
положение в пространстве, обозначение. Понятия: фронтальная проекция, вид
спереди, главный вид. Выбор главного вида объемной детали, его
определение. Анализ графического состава вида спереди геометрических тел,
различно расположенных в пространстве. Анализ геометрической формы
разнообразных деталей, графического состава изображений их главных
видов. Установление опорных точек для рационального построения чертежей
главных видов деталей. Алгоритм построения главного вида детали,
нанесения на нем размеров, обводки. Проецирование на две взаимно
перпендикулярные плоскости проекций. Понятие горизонтальной плоскости
проекций, ее обозначение; совмещение горизонтальной и фронтальной
плоскостей проекций; образование комплексного чертежа; ось проекций X;
линии проекционной связи.
Понятия горизонтальная проекция, вид сверху. Положение на чертеже вида
сверху относительно вида спереди. Нанесение размеров на комплексном
чертеже, представленном двумя видами.
Анализ графического состава проекций основных геометрических тел,
различно расположенных в пространстве. Анализ главного вида детали и ее
вида сверху. Выбор опорных точек для рационального построения видов
спереди и сверху. Анализ геометрической формы детали по ее чертежу,
представленному двумя видами. Алгоритм построения комплексного
чертежа детали, представленного двумя видами, нанесения размеров,
обводки.
Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций. Понятие профильной плоскости проекций, ее обозначение.
Совмещение профильной плоскости проекции с фронтальной плоскостью;
ось Z — ось высот, ось Y — ось широт (толщин) детали. Понятия
профильная проекция, вид слева; положение на чертеже вида слева
относительно видов спереди и сверху. Нанесение размеров 26 на
комплексных чертежах, представленных тремя видами.
— Системы построения комплексного чертежа с использованием осной и
безосной проекционной связи. Внешняя и внутренняя координация. Анализ
графического состава проекций геометрических тел, различно
расположенных в пространстве. Анализ видов деталей: главного, сверху,
слева. Выбор опорных точек видов спереди, сверху и слева для
рационального их построения. Анализ геометрической формы детали по ее
чертежу, представленному тремя видами. Алгоритм построения чертежа,
представленного тремя видами, нанесения размеров, обводки. Определение
рационального количества видов для выполнения чертежа детали.
— Построение по двум заданным видам детали третьего. Алгоритм построения
отсутствующего на чертеже вида детали по двум заданным. Эскиз детали.
Понятие эскиза, его особенности, сходство и различия с чертежом. Алгоритм
выполнения эскиза детали по чертежу, представленным двумя и тремя
видами; выполнение эскиза детали по описанию ее геометрической формы;
описание геометрической формы детали по эскизам и чертежам. Элементы
конструирования: преобразование геометрической формы фрагментов
детали и ее изображений; восстановление на чертежах деталей с неполными
данными необходимых линий.
Раздел 6.Аксонометрические проекции (6 часов)
Аксонометрические проекции, их назначение. Прямоугольная
изометрическая проекция: расположение осей, технология их построения;
размеры, откладываемые по осям. Алгоритм построения изометрической
проекции прямоугольного параллелепипеда. Алгоритм построения
наглядного изображения детали, состоящей из прямоугольных
параллелепипедов, по ее комплексному чертежу. Треугольник,
шестиугольник, окружность в прямоугольной изометрической проекции.
Алгоритм
построения
изометрических
проекций
правильных
многоугольников. Построение многогранников, основания которых
расположены в горизонтальной, фронтальной и профильной плоскостях, в
изометрической проекции. Тема 9.
Окружности и тела вращения в изометрической проекции Построение
окружности в изометрической проекции. Построение тел вращения в
изометрической проекции. Построение изометрических проекций деталей,
образованных сочетанием различных геометрических тел, по их
комплексным чертежам. Технический рисунок: понятие, назначение,
расположение и построение осей. Сходство и различия технического
рисунка и аксонометрической проекции.
Способы передачи объема предметов на техническом рисунке.
Алгоритм выполнения технического рисунка геометрических тел,
деталей.
Раздел 7. Введение в компьютерную графику (2 часа)
Исторические сведения о развитии компьютерной графики.
Назначение графической системы «Компас». Запуск программы, интерфейс
пользователя, стартовая страница графической системы «Компас». Типы
документов и их создание. Рабочее окно документа. Принцип работы с
инструментами системы «Компас». Панель инструментов «Геометрия».
Построение и редактирование отрезков прямой линии. Использование
панели «Свойства». Работа с вложенными инструментами. Построение и
проведение линий чертежа: основной, штриховой, штрихпунктирной линий.
Построение многоугольников. Принцип построения окружностей и дуг, ввод
основных параметров. Построение окружностей и дуг. Инструменты панели
«Размеры».
— Нанесение линейных размеров, размеров диаметров и радиусов, угловых
размеров. Настройка параметров размещения размерной надписи. Оформление
чертежа, основная надпись.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.
Количество часов
Наименование
разделов и тем всего Конт Прак
программы
ро
ти
льны чески
е
е
работ работ
ы
ы
Введение.
2
Человек и графика.
Из
истории развития
чертежа. Виды
графической
документации.
Чертежные
документы,
принадлежности,
материалы и работа
с
ними.
Предметы
окружающего
мира. Анализ
геометрической
формы
детали и ее
8 класс. (34 ч, 1 ч в неделю)
Виды учебной деятельности учащихся
Электронн
ые
(цифровые
)
образовате
ль
ные
ресурсы
Работать с информацией (с текстом учебника, Устный Сферум;
дополнительной
РЭШ
литературой, Интернет-ресурсами); сравнивать опрос resh.ru;
различные
виды графической документации; объяснять
Инфоурок
назначение
чертежных инструментов и материалов; подбирать
infourok.ru;
чертежные
инструменты и материалы по назначению;
Просвещен
выполнять
ие
простейшие построения с помощью чертежных
;
МЭШ
инструментов
www
(проводить линии, дуги, окружности); работать с
mos.ru
информацией
при подготовке сообщений; обобщать сведения о
геометрических фигурах.
Работать с информацией (с текстом
дополнительной
литературой, Интернет-ресурсами);
сведения о
геометрических фигурах; выделять
геометрических
тел — многогранники и тела
определять
существенные и несущественные
геометрических
Виды,
формы
контро
ля
учебника,
обобщать
два вида
вращения;
признаки
конструктивных
особенностей.
тел; самостоятельно формулировать определения
геометрических
тел;
анализировать
геометрическую форму
деталей,
предметов
окружающего
мира;
анализировать
конструкцию
деталей
по
их
наглядным
изображениям;
выполнять построения по-разному расположенных
прямых
линий, окружностей и дуг различного диаметра;
классифицировать линии, применяемые на
чертежах;
классифицировать геометрические фигуры и
геометрические
тела.
2
3
Основные
правила
оформления
чертежей Формат,
рамка и основная
надпись чертежа.
Линии чертежа.
Шрифт
чертежный.
Основные
правила
нанесения
размеров.
Масштабы
Плоские»
детали и их
чертежи
«Плоские» детали
и их особенности.
Построение
и
чтение чертежа
«плоской»
детали.
Выполнение
чертежа
―плоской‖
детали,
имеющей
плоскости
симметрии».
4
3
Работать с информацией (с текстом учебника,
дополнительной
литературой,
Интернетресурсами); оформлять чертеж формата А4,
расположенный по горизонтали и по вертикали;
различать назначение линий чертежа разных
типов; строить линии различного вида с
помощью чертежных инструментов; писать
буквы и цифры чертежного шрифта; заполнять
основную надпись чертежа чертежным шрифтом;
наносить размеры на чертеже «плоской» детали;
использовать масштаб.
Устны
й
опрос,
практи
че ская
работа,
самост
оя
тельна
я
работа
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоурок
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
3
2
Устанавливать симметрию «плоской» детали;
анализировать
геометрическую
форму
и
конструкцию деталей по их наглядному
изображению;
определять
главный
вид
«плоской» детали. Анализировать графический
состав главного вида; восстанавливать наглядное
изображение детали по ее частям; применять
алгоритм выполнения чертежей «плоских»
фигур; строить чертеж «плоской» детали;
наносить на чертеж
«плоских» деталей размеры по алгоритму;
выполнять обводку чертежей по алгоритму.
Самостоятельно разрабатывать, планировать и
осуществлять выполнение чертежа детали;
сравнивать симметричные и несимметричные
детали; выявлять плоскости симметрии деталей;
Устны
й
опрос,
практи
че ская
работа,
самост
оя
тельна
я
работа
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоурок
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
сравнивать, обобщать и делать выводы;
применять полученные знания для решения
графических задач.
4
5
3
Геометриче
ские
построения
Деление отрезка,
угла и окружности
на равные части.
Сопряжения.
Выполнение
чертежа детали,
содержащей
сопряжения.
Чертежи в системе 14
прямоуголь
ных
проекций
3
9
Делить отрезок, угол, окружность на равные
части; строить правильный многоугольник с
заданным числом сторон, вписанный в
окружность; объяснять понятие сопряжения;
перечислять основные элементы сопряжения;
строить сопряжение двух пересекающихся
прямых. Анализировать геометрическую форму и
конструкцию деталей по их наглядному
изображению; применять полученные знания для
решения графических задач.
Устны
й
опрос,
практи
че ская
работа,
самост
оя
тельна
я
работа
Объяснять сущность и значение метода Устный
проецирования для
опрос,
практики выполнения чертежей; выявлять
практи
особенности и области предпочтительного
че
применения центрального,
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоурок
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоур
ок
Виды
проецирования.
Прямоугольное
проецирование на
одну
плоскость
проекций.
Выбор главного
вида детали.
Прямоугольное
проецирование на
две
взаимно
перпендикулярные плоскости
проекций.
Построение
на
листе формата А4
комплексного
чертежа детали.
Прямоугольное
проецирование на
три
взаимно
перпендикулярные плоскости
проекций.
Построение
на
листе формата А4
комплексного
чертежа деталей,
представлен- ного
параллельного и косоугольно проецирования;
выявлять аналогичные приемы работы с
«плоскими» и объемными деталями. Выбирать
главный вид детали; строить главный вид детали;
наносить размеры на главный вид детали;
объяснять понятие комплексного чертежа;
различать осный и безосный чертежи; строить
комплексный чертеж детали, представленный
двумя видами; анализировать геометрическую
форму детали; устанавливать соответствие
деталей и комплексных чертежей; наносить
размеры на комплексный чертеж. Осуществлять
проецирование
на
три
взаимно
перпендикулярные
плоскости;
строить
комплексный чертеж детали, представленный
тремя видами; читать чертежи деталей; строить
недостающий вид детали по двум заданным;
читать чертежи, представленные двумя видами;
самостоятельно разрабатывать, планировать и
осуществлять выполнение чертежа детали;
систематизировать и обобщать полученные
знания; применять полученные знания для
решения графических задач.
ская
работа,
самост
оя
тельна
я
работа
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
тремя видами.
Построение
проекций вершин и
ребер деталей на
три плоскости.
Технологические
и
конструктивные
элементы
технических
деталей.
Алгоритм чтения
технических
чертежей.
Построение
комплексного
чертежа
детали
по
наглядному
изображению.
Построение
недостающего
вида детали по
двум
заданным.
Эскиз
и
алгоритм
его
выполнения.
Выполнение
комплексного
чертежа детали
комбинированной
формы (три вида).
6
Аксонометрич
еские проекции
Наглядные
изображения,
косоугольная
фронтальная
диметрическая
и
прямоугольная
изометрическая
проекции.
Построение
изометрической
проекции детали
по комплексному
чертежу.
Построение
многоугольников
и многогранников
в изометрической
проекции.
Построение
окружности и тел
вращения в
изометрической
6
1
4
Определять
аксонометрическую
проекцию;
объяснять и сравнивать виды аксонометрических
проекций: изометрию, диметрию; строить оси
изометрической проекции; строить плоские
геометрические фигуры, расположенные в различных плоскостях проекций, и достраивать их
до
геометричес
ких
тел;
строить
аксонометрические
проекции;
строить
изометрические
проекции
детали
по
комплексному чертежу; строить многоугольники,
многогранники в изометрической проекции;
выполнять наглядные изображения различных
предметов, представляющих собой сумму,
разность геометрических тел или сочетание их
суммы и разности.
Строить окружности и тела вращения в
изометрической
проекции;
выполнять
наглядные
изображения
различных
предметов, представляющих собой сумму,
разность геометрических тел или сочетание
их суммы и разности. Различать чертеж и
технический рисунок;
выполнять технический рисунок; самостоятельно
разрабатывать, планировать и осуществлять
выполнение чертежа и технического рисунка
детали;
систематизировать
и
обобщать
полученные знания; применять полученные
знания
для решения графических задач.
Устны
й
опрос,
практи
че ская
работа,
самост
оя
тельна
я
работа
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоурок
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
7
проекции.
Технический
рисунок.
Введение
в 2
компьютерную
графику
Из
истории
компьютерной
графики.
Основы работы
в
графической
системе
«Компас».
Инструменты
системы «Компас»
и
работа
с
ними.
Использование
вложенных
панелей
инструментов.
Общее количество 34
часов
по программе
Резерв
1
Работать с информацией (с текстом учебника,
дополнительной
литературой,
Интернетресурсами); запускать систему
«Компас».
Выполнять
в
системе
элементарные
операции
(открытие,
закрытие, сохранение файла и др.)
1
21
Устны
й
опрос,
самост
оя
тельна
я
работа
Сферум;
РЭШ
resh.ru;
Инфоурок
infourok.ru
;
Просвеще
ние
; МЭШ
www
mos.ru
ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока
Количество часов
всего
практическ
ие
1
Из истории развития
чертежа. Виды
графической
документации.
Чертежные
инструменты,
принадлежности,
материалы и работа с
ними.
1
Предметы окружающего
мира. Анализ
геометрической формы
детали и ее
конструктивных
особенностей.
Формат, рамка и основная 1
надпись чертежа.
Практическая работа.
Оформление графической
работы и основной надписи
на
формате А4
Линии чертежа.
1
Практическая
работа. Выполнение
основных линий чертежа.
Чертежный шрифт.
1
Практическая
работа. Написание
слов чертежным
шрифтом.
Правила нанесения размеров 1
на
чертежах. Масштабы.
«Плоские» детали и их
1
особенности.
Практическая работа.
1
Построение
и чтение чертежа
"плоской" детали.
Практическая работа.
1
Построение
чертежа "плоской" детали.
1
Практическая работа.
Деление отрезка и
окружности на равные
части.
Сопряжения. Практическая 1
работа. Построение
сопряжений.
контрольн
ые
Виды
формы
контроля
Устный ответ
Устный ответ
1
Практичес
кая работа
1
Практичес
кая работа
1
Практичес
кая работа
Устный ответ
Устный ответ
1
Практичес
кая работа
1
Практическая
работа
1
Практичес
кая работа
1
Практическая
работа
12
13
14
15
16
17
18
Практическая работа.
1
Выполнение чертежа
детали, содержащей
сопряжения.
Виды проецирования. Выбор 1
главного вида детали.
1
Практическая работа.
Определение главного
вида
детали.
1
Прямоугольное
проецирование на две
взаимно
перпендикулярные
плоскости проекций.
Практическая работа.
1
Построение
комплексного чертежа
детали, представленного
двумя видами.
1
Прямоугольное
проецирование на три
взаимно
перпендикулярные
плоскости проекций.
Практическая работа.
1
Построение
проекций вершин и ребер
деталей на три плоскости.
1
Практичес
кая работа
Устный ответ
1
Практичес
кая работа
Устный ответ
1
Практичес
кая работа
Устный ответ
1
Практичес
кая работа
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Практическая
работа.
Построение комплексного
чертежа детали,
представленного
тремя
видами.
Технологические и
конструктивные элементы
технических
деталей.
Алгоритм
чтения
технических чертежей.
Практическая
работа.
Построение
комплексного
чертежа
детали по еѐ наглядному
изображению.
Практическая
работа.
Построение
комплексного
чертежа
детали по еѐ наглядному
изображению.
Практическая
работа.
Построение
недостающего
вида
детали
по
двум
заданным.
Практическая
работа.
Построение
недостающего
вида
детали
по
двум
заданным.
Эскиз и алгоритм его
выполнения.
Практическая
работа.
Построение
эскиза детали.
Параллельное
проецирование и
аксонометрические
проекции.
Практическая
работа.
Построение
изометрической
проекции
по
комплексному чертежу.
Административная
контрольная
работа.
Практическая
работа.
Построение
изометрической
проекции
многоугольников.
Практическая
работа.
Построение
в
изометрической
проекции окружности
и тел вращения.
Технический
рисунок.
Практическая работа.
Выполнение
технического
рисунка по чертежу.
1
Практичес
кая
работа
1
Устный
ответ
1
1
1
Практическ
ая
работа
1
1
Практическ
ая
работа
1
1
Практическ
ая
работа
1
1
Практическ
ая
работа
Устный
ответ
Практическ
ая
работа
Устный
ответ
1
1
1
1
1
Практическ
ая
работа
1
1
1
Контрольна
я
работа
Практическ
ая
работа
1
1
1
1
Практическ
ая
работа
1
1
Практичес
кая
работа
33
34
Из истории компьютерной
графики. Основы работы в
графической
системе
«Компас».
Инструменты
системы
"Компас»
и работа с ними.
Общее количество часов
Резерв
1
Устный
ответ
1
Устный
ответ
34
1
20
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа курса черчения для 9 класса / Н. Г. Преображенская.-
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
М.: Вентана- Граф, 2020.
УМК «Черчение. 9 класс»:
Черчение. 9 класс. Учебник / Н. Г. Преображенская, И. В.
Кодукова. -М.: Просвещение, 2024.
Черчение. Основные правила оформления чертежа. Построение
чертежа «плоской» детали. 9 класс. Рабочая тетрадь № 1 / Н. Г.
Преображенская, Т. В. Кучукова,
И. А. Беляева. - М.: Просвещение, 2024.
Черчение. Геометрические построения. 9 класс. Рабочая тетрадь № 2./
Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева. - М.:
Просвещение, 2024.
Черчение.
Прямоугольное
проецирование
и
построение
комплексного чертежа. 9 класс. Рабочая тетрадь № 3 / Н. Г.
Преображенская. - М.: Просвещение, 2024.
Черчение. Аксонометрические проекции. 9 класс. Рабочая тетрадь № 4. /
Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева.- М.: Просвещение,
2024.
Черчение. 9 класс. Методическое пособие. / Н. Г. Преображенская, И. В.
Кодукова.
- М.: Вентана-Граф, 2020.
Электронная форма учебника.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Черчение. 9 класс. Учебник / Н. Г. Преображенская, И. В.
Кодукова. -М.: Просвещение, 2024.
2. Черчение. Основные правила оформления чертежа. Построение
чертежа «плоской» детали. 9 класс. Рабочая тетрадь № 1 / Н. Г.
Преображенская, Т. В. Кучукова,
И. А. Беляева. - М.: Просвещение, 2024.
3. Черчение. Геометрические построения. 9 класс. Рабочая тетрадь № 2./
Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева. - М.:
Просвещение, 2024.
4. Черчение.
Прямоугольное
проецирование
и
построение
комплексного чертежа. 9 класс. Рабочая тетрадь № 3 / Н. Г.
Преображенская. - М.: Просвещение, 2024.
5. Черчение. Аксонометрические проекции. 9 класс. Рабочая тетрадь № 4. /
Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева.- М.: Просвещение,
2024.
6. Технология. Компьютерная графика. Черчение. 8 класс. Учебник /
В.А.Уханѐва, Е.Б.Животова. – М.: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сферум; РЭШ resh.ru; Инфоурок infourok.ru; Просвещение; МЭШ www mos.ru
1. "Школьное" черчениеhttp://www.oamarkova.ru/shkola.html
2. КОМПАС-3D
для студентов и школьников. Черчение,
информатика,
геометрия.https://bhv.ru/product/kompas-3ddlya-studentov-i-shkolnikovcherchenie-informatikageometriya/
3. Черчение
уроки,
презентации,
конспекты,
планирование.https://www.art- talant.org/publikacii/cherchenie
4. Яндекс,
видеоурокиhttps://yandex.ru/video/preview/7667493928650346420
5. Быстрое обучение созданию чертежей в компас 3d
https://www.youtube.com/watch?v=alCF23F3Kps
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска; документ камера;
ноутбук; учебные плакаты; образцы моделей для выполнения чертежей, 3D
принтер, компьютерные программы: Компас 3D, AutoCAD/
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: чертежные
инструменты: карандаши, линейка, транспортир, циркуль, угольники,
шаблоны; листы бумаги для черчения формата А4.